Прогноз для ГЛОНАСС продолжает радовать

Автор: Алан Кэмерон, главный редактор портала GPS World.

Перевод выполнен компанией НАВГЕОКОМ по материалам: The System: GLONASS Forecast Bright and Plentiful.

В ходе сентябрьской встречи Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ФГУП ЦНИИМАШ) Сергей Ревнивых сделал доклад о текущем состоянии и перспективах развития системы ГЛОНАСС.

Он рассказал о новых спутниках, которые будут запущены в 2011 году (рис.1), особо подчеркнув, что полное созвездие из двадцати четырех аппаратов будет создано уже в ближайшие месяцы. Расчетная погрешность определения расстояния между спутником и антенной снизится с 5 м до 1,8 м (одна сигма).

На текущий момент созвездие состоит из двадцати работающих спутников и двух резервных: ГЛОНАСС-714 и ГЛОНАСС-726. Ревнивых уточнил, что у ГЛОНАСС-726 неисправна навигационная часть: генератор сигнала вышел из строя 31 августа 2009 года. ГЛОНАСС-714 технически исправен и может быть задействован в случае необходимости. Этот спутник значится резервным и применяется в исследованиях наземного сегмента.

Занимающий третью рабочую точку спутник ГЛОНАСС-727, который вышел из строя 8 сентября и также имеет неисправность навигационного оборудования, вероятно, не вернется к работе. Три новых спутника, запущенных 2 сентября, начнут работу в первых числах октября. Еще около одиннадцати спутников типа ГЛОНАСС-М будут выведены на орбиту к 2012 году.

 Ревнивых также объявил о том, что выйдут две серии спутников ГЛОНАСС-К: К1 и К2. Аппараты серии К1 рассчитаны на службу в течение десяти лет, суточная стабильность часов этих спутников равна 5×10-14. Запуск первого спутника К1 произойдет в декабре 2010 года с космодрома Плесецк. Это будет первый спутник ГЛОНАСС, запущенный не с Байконура. Затем состоится запуск еще одного спутника этой серии. Модель K1 позволит протестировать сервис CDMA на частоте ГЛОНАСС L3 в диапазоне 1205 МГц. При этом, хотя запуск первого спутника ГЛОНАСС-К1 уже назначен на декабрь, структура сигнала CDMA еще не определена (если верить информационной рассылке Ревнивых).

 К2 — совершенно иная модификация, будет выведена на орбиту в 2013 году. Спутники ГЛОНАСС-К2 рассчитаны на 10 лет службы, стабильность часов составит 1×10-14. Сигналы CDMA будут передаваться на частотах L1, L2 и L3. Спутники ГЛОНАСС-К будут также передавать сигналы FDMA. 

Следующее поколение спутников ГЛОНАСС-К — ГЛОНАСС-КМ, запуск которых запланирован на 2015 год. Сейчас эти аппараты только проходят испытания. Помимо передачи сигналов FDMA на частотах L1, L2 и сигналов CDMA на частотах L1, L2 и L3, сигналы CDMA будут транслироваться спутниками КМ в частотном диапазоне GPS L5 (1176.45 МГц). Также рассматривается возможность внесения изменений в текущую трехплоскостную орбитальную модель с равномерным распределением спутников. После начала трансляции сигналов CDMA внести изменения в систему, наконец, станет возможно. Тогда от FDMA придется отказаться целиком, однако, эти планы — на следующее десятилетие.

 На рис.2 приведена таблица всех типов сигналов, которые передают (передавали) спутники ГЛОНАСС: OF5 — открытый сигнал FDMA, SF5 — специальный сигнал FDMA,
 OC5 — открытый сигнал CDMA, OCM5 — модернизированный открытый сигнал CDMA. 

Ревнивых также коснулся спутникового дифференциального сервиса — Системы коррекции и мониторинга (Differential Correction and Monitoring (SDCM)). Поправки будут передаваться геостационарной спутниковой системой «Луч», которая в настоящий момент находится в разработке. «Луч-5A», будет запущен в 2011 году на 16 градусов западной долготы, а «Луч-5Б» — в 2012 году на 95 градусов восточной долготы. Спутники будут передавать сигнал на частоте L1. «Луч-4» запустят в 2013 году на 167 градусов восточной долготы, он будет вещать сразу на двух частотах. Три спутника обеспечат полное дифференциальное покрытие.

Ревнивых сообщает, что в сервис SDCM войдут 12 действующих мониторинговых станций в России и одна в Антарктиде, на исследовательской станции Беллинсгаузен. Однако на сайте SDCM указаны только 10 станций, которые работают в тестовом режиме. Возможно, такое расхождение вызвано тем, что несколько станций расположены в одном и том же месте. Помимо этого, Ревнивых указал на станции, расположенные на Кубе, в Бразилии, во Вьетнаме и в Австралии. Эти станции не заявлены в качестве элементов наземного сегмента системы ГЛОНАСС.

Наконец, было сделано заявление о том, что ГЛОНАСС полностью заработает в 2012–2013 годах. Презентация Ревнивых доступна на сайте: www.navcen.uscg.gov.

Три спутника ГЛОНАСС-М, запущенные 2 сентября, уже находятся на своих орбитах: ГЛОНАСС-736 — орбита 2, рабочая точка 9; ГЛОНАСС-737 — орбита 2, рабочая точка 12; ГЛОНАСС-738 — орбита 2, рабочая точка 16. Рабочие частоты спутников еще неизвестны. ГЛОНАСС-736 на рабочей точке 09 сейчас проходит тестирование. Он включен в альманах на рабочей точке 16 и передает сигнал на частотах шестого канала. Станции международной наземной службы GNSS видят сигнал этого спутника. По информации аналитического центра Федерального космического агентства РФ (Роскосмос), после завершения исследований ГЛОНАСС-736 будет передавать сигнал на канале 2. Его можно будет отыскать в альманахе на рабочей точке 09. Неясно, заменит ли спутник ГЛОНАСС-736 спутник ГЛОНАСС-722, который также находится на рабочей точке 9, или он станет резервным спутником.

Ни ГЛОНАСС-737, ни ГЛОНАСС-738 не начали передачу в штатном режиме. Скорее всего, они будут передавать сигнал на канале 6.

Перспективы контролирующего сегмента GPS

Команда компании Raytheon, занимавшаяся обеспечением контролирующего сегмента GPS OCX, успешно и в срок завершила работы. После ввода в эксплуатацию, GPS OCX предоставит надежное навигационное и временное обеспечение для военных и гражданских пользователей. Raytheon — генеральный подрядчик контракта на 886 миллионов долларов. В работе также принимают участие компании ITT, Boeing, Infinity Systems Engineering, Braxton Technologies, и лаборатория реактивных двигателей NASA.

С 7 по 12 сентября командование военно-космических сил США активировало долгожданную демонстрацию сервиса Flex Power, позволяющего усиливать сигналы частот L1 и L2. Если верить полковнику Дэвиду Бакмену, демонстрация прошла блестяще.
 Тестовый запуск Flex Power показал возможность усиления мощности сигнала путем перераспределения мощностей передачи между сигналами M и P(Y) внутри одной частоты. Суммарный сигнал остается тем же. Измененный усиленный сигнал High-Y Flex Power не меняет мощности передаваемого сигнала, не влияет на стабильность частот L1, L2, он ICD-, GPS- и 200E-согласован, и не оказывает влияния на навигационное сообщение. Определенные сложности ждут только пользователей старых приемников, выпущенных более 10 лет назад. В тестах участвовали многие государственные, военные и гражданские пользователи. По большей части, изменения сигнала для них остались незаметны. Второй операционный эскадрон (2SOPS) в течение пяти дней вносил изменения в вещание нескольких спутников GPS, пользователи этого не заметили. Сейчас все сигналы GPS возвращены в исходное состояние. 

Военно-воздушные силы отражают удар Главного бюджетно-контрольного управления США

Правительство США опубликовало ответ на нашумевший шестнадцать месяцев назад отчет Главного бюджетно-контрольного управления США о перспективах развития системы GPS. Этот отчет был охарактеризован руководством военно-космических сил и ракетных систем США как «излишне пессимистичный». В отчете, в частности, указывалось, что военные продолжают запускать новые спутники по расписанию, однако, это может повредить работе системы в целом: спутники типа IIF функционируют неуверенно, а кроме того работа GPS III и OCX не согласована. Предположительно, задержка в передаче сигнала GPS III может отрицательно сказаться на работе всего созвездия.

Структура сигнала Галилео

Представители Еврокомиссии провели брифинг в рамках встречи ION-GNSS, проходившей в Портленде, где обсудили контрольный документ о структуре сигнала Galileo: Service Signal-in-Space Interface Control Document (OS SIS ICD). Поль Верхофф и Мишель Боско выразили удовлетворение результатами сотрудничества американских, европейских и японских заинтересованных организаций, а также теми изменениями, которые удалось совместно внести в структуру системы.

Еврокомиссия гарантирует открытый доступ ко всей технической информации, относящейся к структуре открытого сигнала Galileo. Каждый, кто хочет воспользоваться ею, может запросить лицензионное соглашение по адресу: oss-icd@ec.europa.eu

Военной авиации — зеленый свет

Федеральное агентство по авиации США (ФАА) дало «зеленый свет» Национальной спутниковой системе автоматизированного наблюдения-передачи (ADS-B). Теперь в зоне покрытия системы будет осуществляться автоматизированный контроль воздушного трафика. Система будет показывать суда, ведение которых осуществляется по радару и по системе ADS-B.

«Новая система позволит осуществлять навигацию воздушных судов с большей точностью и надежностью, чем радарные установки», — передает ФАА. Положение судна, оборудованного ADS-B, чаще обновляется на экране радара, система определяет тип судна, его позывные, высоту и скорость. К 2013 году ожидается полное покрытие территории США оборудованием ADS-B. По словам представителя ФАА, радары ADS-B будут установлены в каждом уголке страны. В сеть войдут более 300 наземных станций. К 2020 году планируется переоснащение всех самолетов системой ADS-B.



Сигналы, передаваемые спутниками ГЛОНАСС разных поколений.

Новые поколения спутников ГЛОНАСС

к другим материалам