Оборудование

Система мониторинга железнодорожного тоннеля в г. Сочи

Железнодорожный тоннель № 5 расположен в районе пос. Дагомыс Краснодарского края и входит в состав единственной железнодорожной артерии, соединяющей г. Сочи и курорты Красной Поляны с остальной территорией страны. Все пассажирские и грузовые перевозки, в том числе доставка материалов и техники для строительства олимпийских объектов, осуществляются по этой дороге.

В преддверии олимпиады 2014 года инфраструктура региона активно развивается, в частности, строятся новые автомобильные дороги и туннели, два из которых, протяженностью 770 м., будут расположены прямо над тоннелем № 5. Для обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок специалисты компании-подрядчика ООО «Тоннельдорстрой» приняли решение о необходимости регулярного мониторинга железнодорожного тоннеля и определения возможных деформаций, вызванных строительством новых тоннелей.

Данные мониторинга необходимо было получать круглосуточно, через каждые два часа. При этом график прохождения через тоннель железнодорожных составов — очень плотный, что исключало возможность проведения мониторинга классическим методом. В этой связи было решено установить в тоннеле № 5 автоматизированную систему деформационного мониторинга с использованием технологий Leica Geosystems. Поставку оборудования, монтажные и пуско-наладочные работы выполнили специалисты эксклюзивного мастер-дистрибьютора Leica Geosystems в России — компании НАВГЕОКОМ.

Для получения максимально надежных результатов измерений были выбраны два роботизированных тахеометра Leica TM30 1". Данные приборы способны выполнять измерения с точностью по углам до 1, а по расстояниям до 0,6 мм + 1 ppm. Режим автоматического распознавания цели позволяет прибору наводиться на центр отражателей и выявлять малейшие смещения без участия человека. Перед проведением измерений мониторинговых точек, каждый тахеометр выполняет измерения на контрольные опорные точки, находящихся вне зоны возможных деформаций, и определяет свое положение в плане и по высоте с помощью метода обратной засечки.

Для максимального обзора тахеометры были установлены в центральной части тоннеля, друг напротив друга. Опорные отражатели расположены в начале и в конце тоннеля по 4 шт. соответственно. Мониторинговые отражатели установлены по 5 шт. в каждом сечении. Расстояния между сечениями от 1 до 5 м. В итоге вдоль тоннеля были установлены 196 мониторинговых отражателей.

Для передачи данных от тахеометров к вычислительному центру, расположенному на значительном удалении, в портале тоннеля был установлен GSM/GPRS модем. Между тахеометрами и модемом проложен LAN кабель с преобразователями в стандарт Ethernet. Управление тахеометрами осуществляется с помощью программного обеспечения Leica GeoMoS.

Программное обеспечение Leica GeoMoS состоит из модулей Monitor и Analyzer. Управление тахеометром, запись данных, автоматический расчет координат тахеометров методом обратной засечки по опорным точкам, выдача оповещений в виде SMS и e-mail производятся в модуле Monitor. Информация о деформациях может выводиться в виде цифровых отчетов и графиков с помощью модуля Analyzer.

Для обеспечения постоянного электропитания тахеометров и каналов связи, в тоннеле были установлены источники бесперебойного питания и стабилизаторы напряжения.

Монтажные и пуско-наладочные работы осложнялись плотным графиком прохождения поездов (интервал составлял до 5 минут). Чтобы не препятствовать движению, установку системы можно было производить лишь в ночное время, 2-3 раза в неделю. При этом тоннель — режимный объект, и инженерам каждый раз приходилось преодолевать сложную пропускную систему. В дополнение ко всему в тоннеле отсутствовало постоянное освещение, а электропитание подавалось с перебоями. Именно эти трудности сделали невозможным проведение мониторинга классическими методами и подтвердили правильность выбора заказчика в пользу автоматизированной системы деформационного мониторинга с использованием оборудования и программного обеспечения Leica Geosystems.

Заместитель главного маркшейдера ООО «Тоннельдорстрой» Сергей Филиппов так прокомментировал этот выбор: «Преимущества установленной системы — это полностью автоматический режим и, как следствие, отсутствие необходимости личного присутствия специалистов в тоннеле, это возможность дистанционного управления и контроля, большая точность по сравнению с классическим методом, простота и удобство передачи данных, мгновенное отслеживание и сравнение результатов наблюдений с исходными».



Опорная точка вне зоны деформаций

Мониторинговые отражатели

Портал тоннеля №5

Как обрабатывать данные нивелирования в ПО Leica Infinity?

Видео о процессе обработки данных нивелирования

Как обрабатывать спутниковые GNSS наблюдения в ПО Leica Infinity?

Видео о процессе обработки спутниковых наблюдений

SmartNet Russia объединилась с сетью базовых референцных станций ПРИН

В крупнейшей сети референцных станций в России - SmartNet Russia добавился новый партнер - компания АО "ПРИН".



к другим проектам