Оборудование

Мост через пролив Босфор Восточный – русское чудо 21-го века

Мост, который соединит Владивосток и остров Русский, без преувеличения можно назвать «стройкой века» (стоимость строительства составляет 1,2 млрд. $). На картах и путеводителях его еще нет, но в народе он уже получил гордое название «Русский мост». Сдача объекта запланирована на 2012 год, к открытию саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет во Владивостоке. Мост станет самым длинным в России и одним из самых протяженных в мире: общая длина сооружения, вместе с эстакадами, составит 3100 м.

Строительство моста, которое ведется с сентября 2008 г., уникально по всем параметрам: беспрецедентная сложность проекта (высота пилонов моста больше 300 м), экстремальные условия — сильные ветра и течения в проливе, сейсмоопасный район и сжатые сроки. При реализации проекта применяется полный спектр геодезических работ, который осуществляется с использованием передовых технологий Leica Geosystems.

Строгие требования к геодезистам

Главным подрядчиком строительства является «УСК МОСТ», чья история началась в 1991 г., еще во времена строительства советской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Сейчас «УСК МОСТ» — холдинг, состоящий из 15 предприятий. В сферу деятельности компании входит ремонт, реконструкция и строительство мостов, больших и малых трубопроводов, тоннелей и т.д.
В сентябре 2008 г. «УСК Мост» приступила к строительству моста от Владивостока до о. Русский через пролив Босфор Восточный. Уникальность этого проекта в том, что мост имеет самый длинный русловый пролёт (его длина — расстояние между пилонами — составляет 1104 м). У моста будут и самые высокие пилоны, и самые длинные ванты в мире.
Поскольку проект сам по себе очень интересный и сложный, на объекте применяются все виды геодезических работ. Высокая точность измерений и жесткий контроль за конструктивными элементами, заложенными в проекте, предусматривали очень строгие требования к геодезистам. Именно поэтому ими использовалось оборудование Leica Geosystems.

Геодезические работы на строительстве моста

На полуострове Назимова (материковая часть, г. Владивосток) и на о. Русский была создана сеть пунктов принудительного центрирования, удовлетворяющая требованиям 2-го класса точности. Один раз в полгода подрядчики должны предоставлять данные об изменении планового и высотного положения этих пунктов, но, поскольку получать данные традиционными методами не представлялось возможным, встал вопрос о применении спутниковой навигационной аппаратуры. Во Владивостоке имеется постоянно действующая базовая станция, установленная компанией НАВГЕОКОМ. Но для получения максимально точной информации были размещены и временные базовые станции на полуострове Назимова и на о. Русский. Там стали использоваться GPS приемники Leica 1200+. На объекте с помощью GNSS-оборудования для реализации работы режима RTK, была произведена трансформация координат для получения параметров перехода из системы координат (СК) WGS-84 в местную систему.

«Каждый этап строительства контролировался с помощью приборов, поэтому в подавляющем большинстве случаев удавалось соблюсти условия наблюдений, которые были заложены в проект проведения геодезических работ. При сравнении результатов тахеометрической съемки и данных систем спутниковой связи выходило, что расхождения составляли 3-4 мм, что нас устраивало. А спутниковая съемка важна в тех случаях, когда применять тахеометр уже не представлялось возможным»
, — говорит Антон Широков, ведущий геодезист компании «УСК МОСТ».
Высокие требования к точности и надежности измерений обусловили нестандартный подход к решению геодезических задач на всех этапах строительства. Для максимально точного расположения конструктивных элементов пилона было использовано нововведение — применение определенных конструкций — кондукторов (еще их называют «вышки»).
Они устанавливаются на предыдущем уровне бетонирования, соединяются между собой и создают прочностной каркас. На определенном этапе работы использовать тахеометр стало затруднительно. Поэтому, в режиме RTK с помощью ровера (передвижного приемника) Leica каждая из вышек устанавливается в проектное положение. Это существенно экономит рабочее время: раньше на установку одной вышки уходило полтора-два часа, сейчас — 15 минут. Прогресс очевиден.

Leica Geosystems: мы не ошиблись в выборе

«Оборудованием Leica мы стали пользоваться сравнительно недавно, с февраля 2010 года. Но уже сейчас можем уверенно сказать: оно нас абсолютно устраивает! В первую очередь, это — интуитивно понятный интерфейс, а значит — наполовину сэкономленное рабочее время. Во-вторых, оборудование отлично работает при снеге, ветре, низкой температуре и других сложных погодных условиях», — подчеркнул Антон Широков.
Помимо этого были отмечены и вспомогательные функции. Например, отличная работа лазерного целеуказателя тахеометра Leica 1200+ при работе в ночное время. Так, подсвеченный им отражатель позволяет выполнить однозначное наведение при дальности наблюдений до 450 м. По компетентному мнению специалиста, такой функционал практически не встречается в аналогичном оборудовании других производителей. Высокую оценку получила и работа комплекта GNSS-приемников: в режиме RTK там всегда отображаются уровень сигнала и наличие инициализации. Приборы дают точные данные при разных внештатных рабочих ситуациях: потере связи или сигнала.

«Для оборудования Leica характерна гибкая совместимость элементов систем,
 — продолжает Антон Широков. — Можно работать с тахеометром как с обычной полевой станцией, производя стандартные измерения. А можно и скомбинировать в системе RTK тахеометр и GNSS-приемник, получив интегрированную систему Leica Smart Station для определения, допустим, временного базиса. В этом случае второй приемник устанавливается в любом месте, и у нас есть исходная основа для работы, что незаменимо в условиях ограниченной видимости».
После того как высота пилона превысит 100 м, предельный угол триангуляции будет более 35º, что недопустимо по условиям проекта проведения геодезических работ. Поэтому уже сейчас геодезисты нарабатывают опыт совместного использования тахеометров, спутниковых систем и приборов вертикального проецирования.

Применялись:
1)  2 GNSS-приемника серии Leica 1200+;
2) роботизированный тахеометр Leica 1200+ с режимом поиска отражателя (360º).


Как обрабатывать данные нивелирования в ПО Leica Infinity?

Видео о процессе обработки данных нивелирования

Как обрабатывать спутниковые GNSS наблюдения в ПО Leica Infinity?

Видео о процессе обработки спутниковых наблюдений

SmartNet Russia объединилась с сетью базовых референцных станций ПРИН

В крупнейшей сети референцных станций в России - SmartNet Russia добавился новый партнер - компания АО "ПРИН".



к другим проектам