Оборудование

Послеаварийное лазерное сканирование на Саяно-Шушенской ГЭС проводилось оборудованием Leica Geosystems

Летом 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) случилась крупнейшая техногенная катастрофа, когда один из агрегатов гидроэлектростанции фактически был вырван напором воды. Масштаб разрушений был настолько велик, что глава Министерства чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу, срочно прибывший на разрушенную станцию, сравнил эту аварию по степени мощности с аварией на Чернобыльской АЭС. Катастрофа на СШГЭС, в результате которой погибли 75 человек, стала наиболее обсуждаемым в СМИ событием 2009 года, чему было посвящено почти 3 тысячи публикаций в прессе.

 Определить причины аварии и спроектировать последующие восстановительные мероприятия на гидроэлектростанции было поручено компании «Ленгидропроект». Итогом масштабных исследований стал комплексный проект восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, согласно которому расчетная стоимость работ составила около 40 млрд. рублей (примерно 1 млрд. евро). Лазерное сканирование места аварии осенью 2009 года проводили специалисты фирмы «Навгеоком Инжиниринг», которые использовали в своей работе оборудование Leica Geosystems.

 Суть аварии состояла в том, что один из гидроагрегатов (их вес составляет около 800 тонн) был просто выворочен напором воды. Еще несколько агрегатов были серьезно повреждены. Гидроагрегат представляет собой огромную конструкцию из металла, неоднородную по составу. После комплексного обследования его необходимо было вытащить из груды обломков, чтобы впоследствии утилизировать. Главная сложность заключалась в том, что вырванный агрегат лежал на колонне, которая являлась опорой подкрановых путей. В случае непредсказуемого движения агрегата при подъеме, возникала опасность обрушения несущей колонны вместе с подкрановыми путями.

 В сложившейся ситуации было принято рациональное решение — создать трехмерную модель гидроагрегата, по которой можно было бы выявить расположение его узлов в пространстве. Зная их приблизительную массу, предстояло определить центр тяжести конструкции, чтобы затем избежать внештатных ситуаций при ее подъеме. Для проведения лазерного сканирования в конце августа 2009 г. были приглашены специалисты компании «Навгеоком Инжиниринг», которые в составе бригады из трех человек провели сканирование всех поврежденных агрегатов.

 Съемку предстояло провести в крайне сжатые сроки. В очень сложных условиях бригаде нужно было выполнить трехмерные модели разрушенных гидроагрегатов и впоследствии предоставить проектировщикам документацию для их демонтажа. Единственной альтернативой лазерному сканированию могла быть фотограмметрическая съемка, но ее проведение вряд ли было возможным вообще из-за очень малых пространств и огромных нагромождений разрушенных объектов. Фактически, получить достоверную информацию можно было только при помощи лазерного сканирования. Для производства работ нужен был сканер, который мог бы: работать быстро, то есть производить десятки тысяч операций в секунду; иметь небольшую массу и компактные габариты. Все эти характеристики были представлены в лазерном сканере Leica HDS6100.

«Именно сочетание этих качеств позволило провести работы максимально успешно, — говорит Павел Карпов, главный инженер компании „Навгеоком Инжиниринг“. — Преимущества сканера этой модели особенно заметны тем, кто работает в поле. Управление прибором осуществляется „на борту“, т.е. не нужны внешние управляющие инструменты, контроллеры и компьютеры, поскольку нет ни одного кабеля. Плюс, питание тоже находится „на борту“, нет внешних источников: аккумулятора, генератора и кабеля».

 Если у прибора есть внешний кабель, а значит и дополнительная единица оборудования, то обязательно понадобится еще один человек для его переноски. Поэтому когда задействован прибор, конфигурация которого исключает внешние элементы, это значительно облегчает работу в непростых условиях. При проведении лазерного сканирования на месте аварии СШГЭС возникало множество ситуаций, когда два человека, работая вместе, просто не смогли бы развернуться. С помощью лазерного сканера Leica HDS6100 каждый специалист мог проводить все измерения в одиночку.

«Подчеркну, что если бы у сканера были какие-то внешние провода или источники питания, то работать было бы просто невозможно. Ситуация осложнялась тем, что на месте аварии везде были вода и разлившееся масло, поэтому работать с внешними проводами было бы попросту опасно. В нашем случае, благодаря конструктивным особенностям сканера Leica 6100, была полностью обеспечена электробезопасность», — продолжает Павел Карпов. В общей сложности на сканирование было затрачено пять дней, что полностью соответствовало утвержденным срокам.

 Представители «Навгеоком Инжиниринг» отметили три основных преимущества сканера Leica 6100:
 1) небольшую массу и габариты,
 2) скорость и точность,
 3) удобство в работе.
«Сравнивать его с оборудованием других производителей было бы не совсем корректно, поскольку у каждой компании есть какие-то собственные передовые наработки. Но, по совокупности вышеперечисленных качеств, лазерный сканер Leica HDS6100 — универсальное оборудование», — заметил Павел Карпов.

 Говоря о результатах лазерного сканирования, следует упомнить о плотности облака точек. Благодаря большой плотности облака точек, полученного при помощи сканера Leica HDS6100, удалось с высокой точностью построить модели сложного оборудования с детальностью 20 см. Кроме того, специалисты «Навгеоком Инжиниринг» изготовили и передали заказчику полный комплект исполнительных чертежей.

Статья подготовлена 1 октября 2009 года
 
 



project_sayano-shush1.jpg

project_sayano-shush3.jpg

project_sayano-shush7.jpg

project_sayano-shush8.jpg

project_sayano-shush9.jpg

project_sayano-shush10.jpg

project_sayano-shush11.jpg

Материалы


к другим проектам